Веб-аналитика на практике. Составляем план внедрения

С чего начать внедрение системы веб-аналитики, учитывая специфику своего сайта.
Веб-аналитика помогает лучше понять ваших посетителей и клиентов. На основе данных вносить изменения в сайт, улучшать его функциональность. Настройка аналитики не ограничивается установкой счетчиков и заведением пары целей. Пост — конспект урока от Google Analytics по составлению плана внедрения веб-аналитики для сайта. Использовать перед началом настройки аналитики на новом проекте.

Составляем аналитический план

Для внедрения веб-аналитики, нужно понять какие данные собирать, какие действия пользователей отслеживать и как это принесет пользу бизнесу.

Для составления плана веб-аналитики нужны 3 роли:
 — тот, кто понимает бизнес и стратегию развития. Нужно понять какую роль выполняет сайт, какие изменения будут вносить в продукт.
 — тот, кто понимает аналитику. Понимает, что можно измерять и как принимать решения. Как изменять сайт или отдельные его элементы, основываясь на поведении пользователей. Как можно использовать накопленные данные для бизнеса.
 — тот, кто может настроить все это. Понимает как настроить системы аналитики и сторонние сервисы, например CRM-систему, 1С. И интегрировать их с веб-аналитикой.

В зависимости от размеров компании это может быть один или несколько человек.

Создаем инфраструктуру аналитики

Определяем стратегию и тактику
Миссия — смысл, идея существования компании. Стратегия — реализация миссии. Тактика — конкретные инструменты для достижения стратегии.

Пример для компании, которая продает туристическую экипировку:
Миссия
Мы помогаем людям наслаждаться походами, с помощью качественной экипировки
Стратегия 1
Продавать спортивную экипировку
Тактика 1
Продавать он-лайн, привлекать клиентов в офф-лайн магазин
Стратегия 2
Вовлекать посетителей в активный образ жизни
Тактика 2
Вести блог, делать интересный контент, обучать людей походной жизни
Основные типы стратегий для сайтов
Е-коммерс → продавать продукты онлайн.
Генерация лидов → собирать контакты потенциальных клиентов.
Контентные проекты, блоги → вовлечение и увеличение частоты визитов (контактов с пользователями).
Онлайн информация (wiki-сайты) → помочь пользователям найти нужную информацию.
Брендовые сайты/лендинги → охват, вовлечение, лояльность клиентов.
Выбираем KPI
Как оценивать эффективность сайта и рекламы? Примеры KPI для:
Продажи товаров онлайн → сумма, количество продаж, средний чек, стоимость заказа;
Посещения оффлайн магазина → количество взаимодействий со страницей контактов, распечтка карты проезда, распечатка промокодов;
Блога — количество посетителей, возвращаемость, комментарии, шары в соц. сетях.

Сегментируем данные
Для анализа и оценки эффективности нужно понять в каких срезах будем анализировать статистику. Основные сегменты:
По каналам → органика, контекст, соц. сети, рассылки;
По новизне → Новые / Вернувшиеся пользователи;
По географии → по городам, странам;
По устройствам → Десктоп / Мобильные устройства.

Определяем цели
Мы знаем наши KPI и сегменты, теперь нужно понять чего мы хотим достичь, например, определенного объема продаж с контекстной рекламы. Или увеличение подписной базы на 500 подписчиков ежемесячно. Для этого нужно заглянуть в маркетинговый план.
Коротко инфраструктура внедрения аналитики выглядит так: Стратегия → Тактика → KPI → Сегменты → Цели

Составляем план внедрения

Что для этого нужно понять техническую инфраструктуру — какие системы аналитики, CRM, коллтреккинг, емейл-платформы используются на проекте. Как они будут взаимодействовать между собой и какие события из сторонних систем вы хотите передавать в Google Analytics.
Как это пошагово настроить: передачу пользовательских переменных, отслеживание событий, корректный сбор статистики по поддоменам, анализ мобильной версии сайта.

Внедрение
Сделайте план внедрения, как вы будете настраивать аналитику на сайте. Пример хорошего чек-листа от Андрея Осипова. Основные этапы, которые разбиваются на задачи:
 — установка счетчика;
 — настройка целей, екоммерс воронки;
 — настройка фильтров, очистка данных, например своих посещений или ботов;
 — разметка рекламных источников utm-метками;
 — настройка нужных отчетов и дашбордов.
Статья поможет настроить веб-аналитику, учитываю особенности вашего сайта. Успехов во внедрении!
Ссылка на урок «Creating a measurement plan»
План внедрения веб-аналитики от Авинаша Кошика