Конспект курса «Учимся, как правильно учиться»

Несколько раз встречал на просторах фейсбука конспекты курса Learning How to Learn: Powerful mental tools to help you master tough subjects, дословно «Учимся, как правильно учиться». Меня заинтересовали тезисы, и я прошел весь курс. Приятного прочтения моей версии!

Как работает мозг

Существует 2 режима работы мозга:

— Сфокусированный — когда ты сфокусирован, сосредоточен на том, что ты делаешь. Этот режим применяется, когда ты знаешь решение и работаешь с уже полученными навыками. Например, в сотый раз настраиваешь рекламную кампанию или пишешь стандартное ТЗ разработчикам.
— Рассеянный (расфокусированный) — расслабленный стиль мышления, способствует возникновению новых идей, открытий. Многие учёные, художники и другие представители творческих профессий используют его для новых творений.

Это не хорошо и не плохо, мы умеем и пользуемся каждым из них. И каждый помогает нам, но разными способами.

Прокрастинация и методы борьбы

Всем знакомая, прокрастинация...

Прокрастинация защитная реакция организма, сохраняет наш комфорт. Когда нужно делать что то не приятное, мозг старается сфокусироваться на чем то более приятном и простом (понятном), например социальные сети, статьи, игры. Но есть минус, эффект краткосрочный и потом тяжелее приступить к работе. Похоже на зависимость — посидеть в интернете вместо работы. Важно отслеживать и пресекать, заметил на себе.

Когда мы занимаемая делом, которое нам неприятно, когда мы не знаем решения, не видим смысла в задаче, занимаемся рутиной — возникает прокрастинация. То есть нежелание работать, откладывание на потом.

Авторы объясняют почему так происходит и, вместо неприятного занятия , пальцы так и тянуться открыть фейсбук. Взял на вооружение 3 метода борьбы и они заложили основу моего рабочего дня.

Повторюсь, основная задача — понять когда запускается механизм прокрастинации, отловить его и перебороть.

Решение 1 — увлечь себя на недолгое время и неприязнь к делу пройдёт.
Решение 2 — применять таймер помидора. То есть сосредоточенно работать над задачей 25 минут, потом 5 минут отдыхать. Самый простой вариант заняться делом, это включить таймер и начать работать, чем думать о завершении задачи.
Подробнее про технику помидора технику помидора
Решение 3 — уделять внимание процессу, а не результату. Делая или планируя неприятную задачу, ставьте задачу на процесс, а не на результат. Не «отправить ненавистный отчет», а «собирать отчет в течении 30 минут». Для нашего мозга это работает лучше и переформулирование задачи поможет начать работу.

Русская пословица — «глаза боятся, руки делают», про это же.

Я взял на вооружение технику помидора, для меня это работает на 100%, теперь помидор — основа моего дневного планирования.


Как все запомнить?

Усвоение нового материала

Для усвоения нового материала полезно чередовать оба типа мышления — сосредоточенное изучение и расслабление.
Для понимания приводят метафору — стена, которая состоит из кирпичей и цемента. Кирпичи — сосредоточенное изучение, цемент (связывание материала) — расслабленное.
Кстати о метафорах, они помогают понять и запомнить материал, а значит сделать процесс обучения более эффективным. Чем больше наглядности, тем лучше.

При этом важно системно и постоянно изучать материал, строить свою стену «знания».

Долговременная и кратковременная память

Кратковременная (рабочая) память похожа на оперативную память компьютера и может удерживать всего 4 «части» информации, мысли, дела. Раньше ученые думали, что 7. Ее мы используем каждый день. Пример, к вам подходит руководитель с новой задачей. Вы ее принимаете и нигде не записываете. Потом забываете сделать — это и есть краткосрочная память. И судя по всему, ваши 4 слота уже были заняты.

Долгосрочная память похожа на склад и объём её очень большой. Для перенесения из рабочей памяти в долговременную, нужно время и практика, метафора — погрузчик развозит по складу большие грузы и помещает их в нужные места

Лайфхак от авторов — повторение материала с интервалами отдыха. Я теперь пользуюсь постоянно, особенно если делаю новую или творческую задачу. Например, на нее я выделил 6 часов и 3 дня. В первый день я изучаю материал в общем, не погружаясь глубоко в детали — 1 час. На следующий день, я уже приступаю к деталям, а вчерашняя информация уже «переварилась» за ночь и я уже «в теме». Продуктивность вырастает процентов на 20-25%. Авторы подчеркивают важность сна и отдыха, среды единомышленников и физические упражнения для успешного усвоения информации.

Об особенностях нашей памяти в конспекте курса Максима Дорофеева «Техника доведения дел до ума» (откроется в новом окне)

Создание привычек

Понятие Чанк

Чанк (от англ. chunk — ячейка, кусок) — фрагмент информации (идея, концепция, связь). С их помощью мы учимся новому.

Например, чтобы изучить песню на гитаре, музыкант сначала изучает один аккорд, потом второй, потом объединяет и в конце играет песню. Сразу запомнить песню сложно, разделить на куски («чанки»), освоить каждый и собрать — гораздо легче.

Лучшие чанки — те которые усвоены до автоматизма. Например, одеваясь утром мы делаем цепочку чанков, но не думаем что сначала одеваем брюки, потом рубашку. Практикуясь, одевание перерастает в один автоматический чанк.

Для освоения материала, нужно так же понять последовательность шагов — послушать песню или посмотреть, как её исполняет кто то другой.

Шаги создания чанка
  1. Сосредоточиться (освободить слоты памяти).
  2. Понять смысл.
  3. Понять на практике, через личный опыт.
  4. Запомнить контекст, в котором можно использовать чанк.
Чанки запоминаются сфокусированным типом мышления, осмысление и практика расфокусированным.

Обучение — процесс постоянный, важно заниматься постоянно, пусть и понемногу.

Привычки

Почему делая что то первый раз мы тратим много ресурсов?
Из-за загруженность мозга новой информацией. Паркуясь задом впервые, мы получаем много новой информации. Для нас это целый новый, неизвестный мир. Но сделав из этого чанк (припарковались уже 101 раз), мы выполняем работу вполовину силы (экономное мышления по Максиму Дорофееву), следя лишь за ключевыми факторами.

Это результат привычки. А привычки бывают хорошие и плохие. Прокрастинация — это такая же привычка.

Хороший способ замены старых привычек на новые — награда. Это может быть чашка кофе или просмотр сериала, после выполненных задач на день. Награда — это что важно именно тебе.

Иллюзия компетенции — прочитать решение, не значит решить.

Вместо повторения — лучше воспроизвести материал — сделать схему, конспект, так как вспоминая мы создаём в голове более крепкие связи, а не машинально достаем информацию из головы (так вот для чего я делаю конспект). Тестирование важный элемент обучения и усвоения нового.

Планирование

Для правильного оперативного планирования нужно составлять план на неделю и на каждый день. План составляется с вечера. Задачи которые можно выполнить за раз ставятся на результат, долгие на процесс.

Выводы
Авторы дают несколько общих лайфхаков:

  1. Важная деталь — чередование. Простое и сложное, умственный и физический труд.
  2. Ставьте дедлайн во сколько закончите работу, чтобы меньше прокрастинировать.
  3. С утра делаются самые неприятные дела, «лягушки».
  4. Постоянные физические упражнения способствуют умственной работе, лучше любых известных препаратов.
  5. Больше практики. Практика делает из вас профессионала.

Вместо вывода

Все техники, рассказанные на курсе — простые и рабочие. Я применяю их каждый день и могу сказать, что эффективность выросла. Курс на английском, но есть субтитры и материал вполне доступный. Рекомендую!

P.S. Нашел инфографику по данному курсу — делюсь с вами (источник Advance)
учимся как учиться